26.05
Соборная палата, 19:00

А.Вивальди. "Времена года" Шедевры барокко

Состоялось
6+
без наценки

Музыка эпохи барокко сейчас переживает «второе рождение». Во всем мире создаются барочные ансамбли, музыканты активно осваивают инструменты той эпохи.

26 мая, теплым весенним вечером приглашаем вас в Соборную палату Епархиального дома, где в исполнении московского камерного оркестра Tchaikovsky Orchestra прозвучат оркестровые сочинения трех гениев эпохи барокко — Антонио Вивальди, Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха.

2 отделения по 40 минут

Тема времен года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности. В оригинале он называется «Le quattro staggioni» (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание.

Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле К.Ф.Э. Баха. Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приемы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя.

Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты И.С. Баха соль минор, несмотря на включение ее в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070. Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников И.С. Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана. Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что В.Ф. Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты.

Тема времен года не раз воплощалась в музыкальном искусстве. Существует более 10 версий этой темы, к ней обращались Йозеф Гайдн, Александр Глазунов, Астор Пьяццолла, Джон Кейдж, Владимир Мартынов и другие композиторы. Но самым первым воплощением, ныне превосходящим по популярности все иные версии, являются «Времена года» Вивальди — четыре концерта для оркестра и солирующей скрипки, написанные им в 1723 году. Вивальди написал свыше 500 концертов, но именно этот цикл достиг поистине мировой популярности. В оригинале он называется «Le quattro staggioni» (Четыре времени года), его основная тема — красота и изменчивость природы, а также бытовые зарисовки. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих месяцу года, крайние из которых написаны в быстром темпе, а средняя — в медленном. Композитор предпослал каждому концерту сонет и дал названия частям, которые помогают раскрыть их содержание.

Концерт для альта с оркестром си минор Генделя был впервые опубликован известным альтистом, композитором и музыковедом Анри Густавом Казадесюзом (1879–1947), одним из основателей движения музыкального аутентизма во Франции. Некоторые исследователи высказывают мнение, что Концерт на самом деле был написан самим Казадезюсом — тем более, что за ним числятся подобные стилизации, например, Сюита для струнного оркестра в стиле К.Ф.Э. Баха. Общее строение трехчастного цикла и его тематизм выдержаны в стиле Генделя и его современников. Но инструментовка и приемы развития в Концерте скорее напоминают стиль венских классиков. Тем не менее, яркая и драматичная музыка Концерта, украшающая репертуар современных альтистов, по-прежнему исполняется и записывается как сочинение Генделя.

Такие же сомнения в авторстве существуют и в отношении Оркестровой сюиты И.С. Баха соль минор, несмотря на включение ее в список сочинений Баха Bach-Werke-Verzeichnis (BWV) под номером 1070. Современные публикации сюиты происходят из собрания рукописей, подготовленных Кристианом Фридрихом Пензелем, одним из последних учеников И.С. Баха, в 1753 году. Впервые сюита была опубликована Bach Gesellschaft в 1897 году. Однако, современные музыковеды считают, что сюита ближе к музыкальному стилю одного из сыновей Баха — Вильгельма Фридемана. Американский музыковед Дэвид Шуленберг, опубликовавший подробное исследование в 2010 году, полагает, что В.Ф. Бах является «наиболее вероятным кандидатом» среди возможных авторов сюиты, ссылаясь на тесные отношения Вильгельма Фридемана с Пензелем. Сюита состоит из пяти частей (увертюра и несколько танцев) и по структуре напоминает французские сюиты.

Программа

I отделение

А.Вивальди.

Цикл концертов "Времена года":

ВЕСНА. 1. Пришла весна 2. Спящий пастух 3. Деревенский танец

ЛЕТО. 1. Жара. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина 2. Летняя страда 3. Летняя гроза.

ОСЕНЬ. 1. Танец и песня крестьянских парней 2. Спящие пьяницы 3. Охота.

ЗИМА. 1. Сильный ветер 2. У камина 3. Прогулка по льду

II отделение

Г.Ф.Гендель.

Концерт для альта с оркестром h moll

И.С.Бах.

Сюита для оркестра g moll

*В программе возможны изменения
Исполнители

Московский камерный оркестр - 

Tchaikovsky orchestra

Художественный руководитель - Сергей ЛУРАН

Дирижёр - Сергей Луран

Солисты:

Мария Окунева (скрипка)

Ксения Харитонова (альт)

Илья Яшин (виолончель)

Камерный оркестр - Tchaikovsky orchestra

Cозданный дирижером, композитором и продюсером Сергеем Лураном. В состав оркестра вошли яркие молодые музыканты, выпускники Московской консерватории и Академии музыки им.Гнесиных.

«На каждом концерте мы стремимся создать определенную атмосферу, выстроить связь со зрителем, погрузить его в свою вселенную. Наша задача не просто озвучивание нотного текста, мы рассказываем историю»

Сергей Луран.

Соборная палата
Соборная палата
Соборная палата – это культурная площадка Москвы со своей уникальной историей и традициями, с авторским подходом к содержанию мероприятий. Соборная палата – это особая атмосфера. Здесь вы слышите дыхание истории, ощущаете заботу и личное отношение, чувствуете тепло и уют. Здесь проходят концерты классической музыки, можно послушать музыку Моцарта, Баха, Вивальди и других композиторов эпохи барокко. Традиционно в Соборной палате проводятся фестивали духовной музыки, здесь выступают самые яркие и известные хоровые коллективы Москвы.

Адрес площадки
Лихов пер., д. 6, стр. 1 Ст. м.: Цветной бульвар, Чеховская, Пушкинская
Как нас найти ↗